Некоторые уголовно-процессуальные и тактические аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
И.А. Журавков, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Юстум»
Автор выделяет и характеризует основания и меры государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства, определяет законодательные и тактические особенности действий в этих условиях.
Для оптимизации расследования и установления истины по уголовному делу, а также в целях раскрытия новых тяжких преступлений следственные органы и суды заинтересованы в получении необходимых показаний. Не всегда подозреваемый и обвиняемый желают давать показания о совершенном преступлении, либо дают ложные показания. Поэтому органы предварительного расследования имеют потребность в установлении свидетелей по уголовному делу, показания которых в совокупности с иными доказательствами будут составлять доказательную базу при привлечении лица к уголовной ответственности.
Свидетели, а также соучастники преступлений зачастую боятся давать показания по уголовному делу, опасаясь за собственную жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье своих родных и близких. Именно в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, по их инициативе, инициативе следователя, или суда могут быть приняты меры для сокрытия их подлинных персональных данных. Впоследствии помимо смены фамилии, имени и отчества, активно применяется «легендирование» – от имени государства выдаются новые документы о личности, образовании, меняется регистрация, место жительства и место работы и т. п. в исключительных случаях существует потребность в изменении внешности с помощью пластической хирургии.
В 2004 году введен в действие Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусматривающий меры безопасности по защите их жизни, здоровья и имущества, а также предусматривающий меры социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.
Государственной защите в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
— потерпевший, свидетель, частный обвинитель;
— подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
— эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
— гражданский истец, гражданский ответчик;
— законные представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, располагающими сведениями по делу. Данные лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, далее именуются – «защищаемые лица».
Меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Также с введением в 2009 году в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России института досудебного соглашения о сотрудничестве возникла практическая необходимость принятия аналогичных мер, по защите подозреваемого и обвиняемого с которыми заключена сделка со следствием.
Таким образом, могут быть изменены подлинные персональные данные защищаемых лиц, подозреваемого и обвиняемого с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Данные о потерпевшем могут быть скрыты в части его фактического места жительства, номера телефона и места работы, наличия у него семьи и т.п. если потерпевший не желает присутствовать в суде, он вправе заявить об этом соответствующее ходатайство и просить суд рассмотреть уголовное дело в его отсутствие.
В отношении защищаемых лиц могут быть приняты меры по их физической охране, а также охране их семьи.
Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следственные и иные процессуальные действия с защищаемыми лицами, подлинные данные которых скрыты, осуществляются в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, порядок которых регламентирован нормами УПК РФ.
При наличии достаточных оснований угрозе жизни и здоровью свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также суд выносит соответствующее постановление, в котором указанному лицу присваивается псевдоним и личная подпись. Подлинным персональным данным о таком лице присваивается статус «секретно», сведения в печатном виде помещаются в конверт, опечатываются печатью и скрепляются подписью следователя (судьи). При вскрытии указанного конверта составляется соответствующий протокол. Все следственные и иные процессуальные действия, проводимые с участием лиц, подлинные данные которых изменены, осуществляются от имени их псевдонима, и подписываются новым образцом подписи.
Допрос в суде лица, данные о котором секретны, должен быть осуществлен в условиях исключающих его визуальное наблюдение. Для этих целей в судах должны быть предусмотрены специальные помещения, которые оборудованы аудио аппаратурой, с возможностью изменения голоса.
С позиции законодательства у следователя и суда имеется возможность принять меры, направленные на сокрытие подлинных данных о лице, которое, опасается за себя и (или) своих близких. Однако на практике зачастую суды не имеют специально оборудованных для этих целей помещений, технической возможности обеспечить аудио-связь между специальным помещением и залом суда, ввиду отсутствия указанного оборудования, либо его неисправности. Кроме того, на практике обеспечить доставление, сопровождение и конвоирование таких лиц в изоляции от других участников уголовного судопроизводства довольно сложно, особенно тогда, когда уголовные дела рассматриваются в судах длительное время. Контакт, в том числе визуальный должен быть исключен, в целях предотвращения таких негативных последствий, как идентификация личности, психологическое давление, угрозы применения физической силы и т.п.
Поэтому сложность расследования и рассмотрения уголовных дел с участием лиц, данные о которых скрыты, заключается в финансировании, в профессионализме сотрудников, а также в больших временных затратах на производство указанных мероприятий.
Думается, что при должном выполнении требований предусмотренных для безопасности защищаемых лиц, цель по защите этих лиц будет достигнута. Институт по защите лиц, подлинные данные о которых скрыты, законодательно закреплен в России относительно недавно, следовательно, требует усовершенствования, как и соответствующего законодательства, так и качества практического применения.
Наряду с другими субъектами государственной защиты представляется целесообразным законодательно закрепить в качестве субъекта защиты присяжных заседателей, при угрозе их жизни или здоровью. Фактически присяжные заседатели находятся под защитой только в здании суда, защиту их осуществляют судебные приставы. Такая практика защиты не всегда является достаточной и эффективной.
В адвокатской практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда подлинные данные свидетеля изобличающего подзащитного скрыты, в протоколах следственных действий он обозначен вымышленным именем – псевдонимом, и подписывает эти протоколы новым, отличным от его образца подписи. Показания в суде указанное лицо дает измененным голосом и находится в помещении исключающим его визуальное наблюдение.
Процедура участия лиц, подлинные данные о которых скрыты в уголовном процессе России и уголовном процессе ряда зарубежных стран, являются практически идентичными, однако имеют и некоторые отличия.
Так, например, в Бельгии и Италии меры защиты применяются в случае совершения специфических преступлений (дела касающиеся наркотиков, деятельности мафии или умышленных убийств либо любого преступления, наказываемого лишением свободы на срок от 5 до 20 лет). Некоторые страны пошли по пути включения в свои программы исчерпывающего списка преступлений (Румыния), а другие упоминают только о «тяжких» или «серьезных» преступлениях (Литва), организованной преступности (Венгрия) либо не упоминают о конкретных преступлениях вовсе, что дает право участия в программе свидетелям преступлений любого рода (Словакия, Словения). В Российской Федерации на законодательном уровне круг преступлений также не ограничен. Отечественная практика складывается по пути применения мер безопасности в отношении свидетелей при расследовании: преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (82,8 %), преступлений против собственности, против жизни и здоровья (6,4 %), дел о терроризме и организованной преступности (2%)[1].
[1] См.: Мазова Е.И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите.// Российский следователь, 2013. № 6. С. 27.