«Недобросовестное ведение переговоров»
На 01 января 2020 года, на территории Российской Федерации с положительным исходом для истца рассмотрено всего 11 дел по статье 434.1 ГК РФ «Недобросовестное ведение переговоров». Несмотря на то, что данная норма существует уже 4 года, однозначная судебная практика по таким категориям дел не сложилась. Адвокат СКА «Юстум» Владислав Салита является одним из тех, кто принял участие в таком споре одержав абсолютную победу.
https://pravo.ru/story/216999/?fbclid=IwAR1gCQCchTVbGWqjYbqUrmY6PuNZAlIYLFqHACocYlA4DASd9VEhJ2F0DPU
Пункт 2 статьи 434.1. ГК РФ устанавливает запрет на недобросовестную практику ведение переговоров. Стороны не должны злоупотреблять своим правом свободного ведения и выбора приемов и тактики переговоров. Доказательством по таким делам является то, что истец обязан доказать суду несколько вещей, а именно: 1) действия контрагента по ведению переговоров были недобросовестны (например, контрагент не имел цели заключать договор, хотя из его поведения усматривалось обратное). 2) Произошло внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора и при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать». 3) Факт причинённых убытков в результате прекращения переговоров и не заключения предполагаемого договора на обсуждаемых условиях.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от «24» марта 2016 года №7 (п. 20) в результате возмещения убытков, причинённых недобросовестным поведением при проведении переговоров, потерпевший (Истец) должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, не вступая в переговоры с недобросовестным конкурентом.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от «24» марта 2016 года №7 (п. 19) суд прямо признает деликтную природу ответственности за недобросовестное ведение переговоров. Согласно п. 19 Постановления к такого рода требованиям субсидиарно применяются положения глав 59 ГК РФ. Так как ответственность за недобросовестное ведение переговоров имеет деликтный характер, к таким искам применяется положение статьи 1068 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо возмещает вред, причинённый недобросовестным поведением его работником при проведении переговоров. Согласно п. 19 Постановления, юридическое лицо должно нести ответственность за недобросовестное поведение при проведении переговоров не только лиц, уполномоченных на заключение договора, но и иных своих сотрудников.
Дополнительная квалификация таких исков о возмещении убытков в связи с недобросовестным поведением на стадии переговоров не отменяет определенную специфику такого рода ответственности. Она состоит в том, что убытки возникает не как следствие причинение вреда личности или имуществу юридического лица, как того требует общее определение деликтной ответственности согласно п. 1 статьи 1064 ГК РФ. Убытки возникают непосредственно в финансовой сфере жертвы (так называемые чисто экономические убытки). Так как основанием для их взыскания является не какое-то четкое очерченное действие (причинение вреда личности или имуществу), а нарушение стандарта добросовестного поведения, при рассмотрении споров о привлечении к преддоговорной ответственности.
Салита В.Е.
Адвокат